Служба медиации

Приказ «О  создании службы школьной медиации»

Паспорт службы школьной медиации МБОУ «СОШ № 1» г. Емвы на 2017/2018 учебный год

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ

Школьная служба медиации как одно из условий формирования безопасного пространства

Вводная информация о медиации

Как создать службу примирения? (сборник материалов

Медиация в школе: возможности и перспективы

Что же такое медиация?

   Медиация, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора…

   Медиация (от лат. mediare — посредничать) — форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника).

Кто может быть посредником?

   В отличие от судьи и арбитра, которые принимают решение,  медиатор предлагает альтернативу обеим сторонам. Он владеет специальными приемами урегулирования споров и, несмотря на его опыт, знания и умения, решение конфликта остается за спорящими.

   Медиатор ориентирован не на выяснение «кто прав и кто виноват», а на конструктивный поиск такого варианта решения, который максимально удовлетворит интересы обеих сторон, сохраняя конфиденциальность.

   Могут  ли быть медиаторами наши психологи? В процессе медиации посредник выслушивает мнение обеих сторон конфликта. Психологи, обладающие характерными психологическими  знаниями, могут манипулировать участниками конфликта для примирения, несмотря на невыгодные условия для одного из них. Это специфично в профессии психолога.

История медиации

   Существование человека в обществе невозможно без споров и конфликтов. Поиск  путей предотвращения и разрешения конфликтов между людьми имеет многовековую историю. Философские изречения ученых по вопросу конфликта сходны между собой.


   По мнению Аристотеля (V — IV вв. до н. э.)., конфликты возникают там, где государство нарушает общие принципы распределения благ. Философ утверждал, что источники распрей заключаются в чрезмерном возвышении одних и унижении других.

   В VI в. до н.э древний мыслитель Конфуций полагал, что конфликты порождаются неравенством и непохожестью людей.

   В VII–IV вв. до н. э. древнегреческие философы  Платон и Геродот считали, что отношения между людьми должны быть бесконфликтными. По мнению Платона, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». В таком социальном конфликте, как война философ видел величайшее зло.

   В XIX и XX вв. свою лепту в развитие конфликтологии внесли многие философы, социологи, психологи, такие как З. Фрейд, Э. Фромм, У. Макдаугалл, К. Лоренц и др.

   Первые попытки решить спор с помощью третьих лиц совершали  древние иудеи.  В Китае и Японии «техника переговоров»  использовалась для урегулирования социальных отношений.

     В античной Греции – для урегулирования конфликтов между городами- государствами.

   В африканских племенах конфликты разрешались и разрешаются с помощью авторитетного лица, которому все доверяют.

     Правосудие появилось в ранние века и отличалось непредсказуемостью. Результаты дела всецело зависели от удачи. Во избежание риска люди создавали торговые палаты, где урегулировали свои споры без судей и присяжных. Это явилось прообразом современного арбитражного суда. Решение арбитража было предсказуемым и  окончательным. Однако арбитраж не устраивал стороны тем, что они подчинялись результату (победе или поражению) независимо от их согласия и желания.

    Со времен средневековья многое изменилось. Конфликты разрешаются разными способами: быстрыми (медиация) и долгими (судебное разбирательство).

    При желании наказать  «виновника»  люди выбирают судебные разбирательства или силовые методы. В тех ситуациях, когда процесс мирных переговоров при разрешении споров заходит в тупик, люди  обращаются к медиации.

    Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

   Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы

третьему лицу.

   Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

   Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

   Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

   Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Школьная служба медиации

ШСМ — это форма социальнопсихологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Цель ШСМ: 
Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтной ситуации.

Задачи ШСМ:

 Проведение примирительных программ по возникающим конфликтам в школьной жизни.
 Научить детей общаться друг с другом и окружающими.
 Популяризировать деятельность ШСМ среди педагогов и родителей.

Правовые основы Школьной службы медиации

В своей деятельности ШСМ руководствуется федеральными законами: «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: уставом, положением о службе медиации.

      Школа — это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет.

      Безопасность в школе, прежде всего, зависит от взрослых, ведь именно они своими поступками и отношением к жизни учат детей, какими им быть.

      Воспитывая своего ребёнка, родители должны сформировать у него позитивное отношение к жизни, умение уважать мнение и чувства других, умение прощать, разумно разрешать конфликты, договариваться, быть добрым, дружелюбным, отзывчивым.

      Педагоги должны культивировать добрые отношения между детьми, стараться разрешать конфликтные ситуации путём объяснений и договорённостей. Строить дружеские отношения со своими коллегами, родителями, детьми.

       Безопасность в школе — это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Зачем нужна школьная служба медиации?

ШСМ создается для того, чтобы превратить школу в безопасное,
комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

   ШСМ необходима для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений.

Зачем ШСМ нужна родителям?

ШСМ позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, ШМС — это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем ШМС нужна детям?

В процессе примерения каждый участник, как ребёнок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может расчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создает необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. Служба медиации в школе необходима для того, чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно,
чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению.

 184 просмотров всего,  2 просмотров сегодня